«Стабат Матер»

[rev_slider_vc alias=»main-home»]

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ КОМПОЗИТОРА
АЛЕМДАРА САБИТОВИЧА КАРАМАНОВА

«С БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБОВЬЮ К ЛЮДЯМ, Я ЗАПИСЫВАЮ МУЗЫКУ С НОТНОГО ЛИСТА НЕБА И ПЕРЕДАЮ ЭТО ВЕЧНОЕ ЗВУЧАНИЕ ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ»

А. Караманов.

«STABAT MATER»

СИМФОНИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ О СТРАДАНИЯХ ДЕВЫ МАРИИ ВО ВРЕМЯ РАСПЯТИЯ ИИСУСА ХРИСТА

«STABAT MATER» А. КАРАМАНОВА — ЭТО ПОСЛАНИЕ ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.

Альфред Шнитке.

Stabat mater dolorosa
juxta Crucem lacrimosa,
dum pendebat Filius.

 

Cuius animam gementem,
contristatam et dolentem
pertransivit gladius.

 

O quam tristis et afflicta
fuit illa benedicta,
mater Unigeniti!

 

Quae maerebat et dolebat,
pia Mater, dum videbat
nati poenas inclyti.

 

Quis est homo qui non fleret,
Christi matrem si videret
in tanto supplicio?

Quis non posset contristari
Christi Matrem contemplari
dolentem cum Filio?

 

Pro peccatis suae gentis
vidit Iesum in tormentis,
et flagellis subditum.

 

Vidit suum dulcem Natum
moriendo desolatum,
dum emisit spiritum.

 

Eia, Mater, fons amoris
me sentire vim doloris
fac, ut tecum lugeam.

1-я часть: Пролог к последующим музыкальным событиям.

 

2-я часть: Фуга для хора a’capella (это единственная часть в этом сочинении, написанная без сопровождения оркестра).

 

3-я часть: Самая масштабная. В начале описываются страдания Божьей Матери.

Далее, обращение, мольба к Богородице с просьбой быть сопричастным ее скорби и крестным мукам ее сына.

 

4-я часть: «Просветление». Восходящие имитации хоровых голосов (от низких к верхним) передают содержание текста: «Воспламененный и вознесенный ради Тебя, Дева, буду защищен в день судный

5-я часть: Достаточно драматична и представляет собой вывод, который приводит к катарсису, очищению.

Дирижер: Виктор Здоренко.

Симфонический оркестр Украины.

Xор им. П. Майбороды, руководитель Виктор Скоромный.

Капелла «Почайна», руководитель: Александр Жигун.

Fac me tecum pie flere,
crucifixo condolere,
donec ego vixero.

 

Iuxta Crucem tecum stare,
et me tibi sociare
in planctu desidero.

 

Virgo virginum praeclara,
mihi iam non sis amara,
fac me tecum plangere.

 

Fac, ut portem Christi mortem,
passionis fac consortem,
et plagas recolere.

 

Fac me plagis vulnerari,
fac me Cruce inebriari,
et cruore Filii.

 

Flammis ne urar succensus,
per te, Virgo, sim defensus
in die iudicii.

 

Christe, cum sit hinc exire,
da per Matrem me venire
ad palmam victoriae.

 

Quando corpus morietur,
fac, ut animae donetur
paradisi gloria. Amen.

 

Fac, ut ardeat cor meum
in amando Christum Deum
ut sibi complaceam.

 

Sancta Mater, istud agas,
crucifixi fige plagas
cordi meo valide.

 

Tui Nati vulnerati,
tam dignati pro me pati,
poenas mecum divide.

«STABAT MATER»

«STABAT MATER»

Запрос на исполнение Задать вопрос

Рубрика: «Религия в симфонизме».

Год создания: 1967 г.

Произведение создано по заказу Союза композиторов СССР.

Произведение имеет мировую известность.

 

Мировая премьера «STABAT MATER» состоялась в Англии в 1995 году, в центральном Вестминстерском зале Лондона с участием композитора.

Оратория «Stabat Mater» написана для солистов, хора и оркестра в 1967 году.

Название Stabat Mater ведет начало от первых слов латинского текста  поэта Якопонуса: Stabat Mater dolorosa («стояла Матерь скорбящая»).

Stabat Mater предполагала звучание церковной секвенции, предназначенной к празднику «Семь скорбей Богородицы».

Ведь Божья Матерь особо почитается в русском православии.

 

Караманов посвятил это сочинение своей горячо любимой матери, которая  стала главой семьи, спасла от голодной смерти троих маленьких детей и дала первое музыкальное образование сыну.

 

На титульном листе композитор напишет: «Матери моей Полине посвящаю».

 

Музыковед Максим Подскочий.

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОИЗВЕДЕНИИ «STABAT MATER»

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ КОМПОЗИТОРА
АЛЕМДАРА САБИТОВИЧА КАРАМАНОВА

«Космическое звучание пронизывает весь мир, звучащие необъятные сферы и есть Вселенная. Музыка — проводник звучащего мира, музыкальный дождь постоянно окропляет землю. И с земли от людей музыка, как дивный цветок, тянется к солнцу, к небесам — выше слов, выше звезд, вровень с Богом… И свою Благую весть, свое Евангелие я бы начал так:

 

«В НАЧАЛЕ БЫЛА МУЗЫКА, И МУЗЫКА БЫЛА У БОГА, И МУЗЫКА БЫЛА БОГ»

Алемдар Караманов.

«STABAT MATER»

«Стабат Матер»

«Stabat Mater» – это ораториальный жанр католической музыки.

Но для Караманова,  православного композитора, здесь нет противоречий, так как и православие, и католичество выражают образы христианского миропонимания.

 

Начиная с эпохи Возрождения, жанр Stabat Mater ярко представлен в музыке композиторов, таких как Палестрина, Лассо, Перголези, Гайдн, Россини, Дворжак, Пуленк, Пендерецкий.

 

Мировая премьера этого произведения состоялась Англии, в Лондоне, где впервые композитора «открыли» именно с исполнением Stabat Mater в Центральном зале Вестминстерского аббатства в 1995 году.

 

Альфред Шнитке сказал об этой музыке так: «Эта музыка способна оповестить человечество».

И сам композитор убежден в том, что его музыка может изменить мир, людей. Он точно знает, что его музыка создана на века.

 

Максим Подскочий.

video
play-rounded-fill
Автор видео: Людмила Константинова
Member of the Union of Composers of the USSR, People’s Artist, Author of the State Anthem of the Republic of Crimea, Laureate of the National Prize. Taras Shevchenko, creator of 24 symphonies, including «SOVERSHISHESIA», «STABAT MATER», «REQUIEM», «Chersonese», the Founder of the musical direction «Religion in Symphony».

О творчестве композитора Алемдара Караманова.

 

Творческая личность Алемдара Караманова уникальна и неповторима в полном смысле этого слова.

Композитор Альфред Шнитке сказал о своем друге консерваторских лет: «Караманов — одаренный человек, он не просто талант. Он гений!»

Он создал самые замечательные композиции, которые повлияли на меня в юности, и оказывают воздействие и сейчас сказал А. Шнитке.

 

Алемдар Караманов (Алемдар — » впереди несущий знамя «) родился в Симферополе 10 сентября 1934 года.

В 1953 году он поступил в Московскую консерваторию по классу композиции С.С. Богатырева и по классу специального фортепиано В.А. Натансона, затем учился в аспирантуре по классу Д.Б. Кабалевского (1958-1963гг.).

 

Уже в студенческие годы главным жанром творчества он избрал симфонию (в период 1954-1964 гг. им было создано 10 симфоний).

В начале 60-х Караманова называли «главой консерваторских модернистов» и это, конечно, закрыло на некоторое время дорогу к исполнению его музыки.

Пережив глубокий кризис, А. Караманов в 1965 г. уезжает на родину в Крым.

Начинается новый период его жизни и творчества.

 

Караманов первым из крупнейших российских композиторов обращается на путь религиозной музыки.

Эпиграфом к этим годам могли бы стать слова, начертанные на титульном листе симфонического цикла «Совершишася» и Stabat Mater: «Совершишася во славу Богу, во имя Господа Иисуса Христа».

Важно то, что творчество его  не становится религиозно-культовым, оно  — светское.

Но вся музыка пронизана мыслью о религии. «Музыка потянулась к Евангелию.

В этом возникла просветленность жизненная, как будто бы открылась безграничная перспектива жизни», — говорит композитор.

 

В первый раз композитор обратился к религиозному первоисточнику при создании симфонического цикла «Совершишася» (1965-66) в десяти частях по четырем Евангелиям. Вторым грандиозным симфоническим циклом Караманова становится «Бысть» в шести симфониях (1976-80), и написан он по Апокалипсису (последней книге Библии).

Объем сочинений А. Караманова не может не поражать: 24 симфонии, три фортепианных концерта, оратории и кантаты, несколько десятков хоров, вокально-инструментальные циклы, фортепианная музыка, музыка к кинофильмам и спектаклям. Алемдар Караманов – автор музыки государственного гимна Крымской Республики, написанного еще 1978 году.

 

Альфред Шнитке сказал об этой музыке так: «Эта музыка способна оповестить человечество». И сам композитор убежден в том, что его музыка может изменить мир, людей. Он точно знает, что его музыка создана на века.

 

Музыковед Максим Подскочий.

Народный артист, Член Союза композиторов СССР, Автор Государственного гимна Республики Крым, Лауреат Национальной премии им. Тараса Шевченко, создатель 24 симфоний, в том числе «SOVERSHISHESIA», «STABAT MATER», «REQVIEM», «Херсонес», Основоположник музыкального направления «Религия в симфонизме».

Музыка — всепроникающее, всеобъемлющее средство общения человека и Бога.

 

Музыкальное откровение приходило к композитору не просто через религиозные тексты, а непосредственно из космического источника, прямо от Творца Вселенной.

Музыка приходила, заполняла композитора, чтобы быть переданной людям.

Это, конечно же, светская музыка.

 

«… Когда с моей музыкой является этот сверхмощный дух, перед которым все падают ниц: «Я первый и последний!», — говорит А. Караманов, — то почему бы это не должно быть светским?

Жизнь во всей её красоте — именно в этом и есть главная религиозная заповедь».

 

Время ставит перед творцом конкретные задачи. И развитие, восхождение искусства в каждый период идет в русле общих идей.

А вот Алемдар Караманов, думается, сознательно отказался решать музыкальные задачи своего века, своего времени.

Он сразу шагнул в XXI век, в третье тысячелетие. Музыка Караманова принадлежит будущему — и сегодня мы несмело, порой робко начинаем возвращать её в наше время, подтягивая к его музыке наше эстетическое восприятие.

Алемдар Караманов:

«Об этом я ещё никому не рассказывал. Помните, как начинается Евангелие от Иоанна: «В начале было слово…» Ёмче и точнее не скажешь.

И все же, все же… Пусть изначально слово было у Бога, но ведь закрепил его письменным знаком — криптограммой, иероглифом или буквой — уже человек.

Слово все-таки больше творение человека. И сколько Творцу надо было знать языков, чтобы обратиться ко всем людям!

 

А вот музыка, я убежден, всепроникающее, всеобъемлющее средство общения человека и Бога.

Космическое звучание пронизывает весь мир, звучащие необъятные сферы и есть Вселенная.

 

Музыка — проводник звучащего мира, музыкальный дождь постоянно окропляет землю.

И с земли от людей музыка, как дивный цветок, тянется к солнцу, к небесам — выше слов, выше звезд, вровень с Богом…

И свою Благую весть, свое Евангелие я бы начал так:

«В начале была Музыка, и Музыка была у Бога, и Музыка была Бог».

А. Караманов.

Журналист Владимир Стадниченко.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Member of the Union of Composers of the USSR, People’s Artist, Author of the State Anthem of the Republic of Crimea, Laureate of the National Prize. Taras Shevchenko, creator of 24 symphonies, including «SOVERSHISHESIA», «STABAT MATER», «REKVIEM», «Chersonese», the Founder of the musical direction «Religion in Symphony»..

LIST OF WORKS

ДЛЯ ОРКЕСТРА

  • 1954 — «Сказка». Симфоническая поэма.
  • 1954 — Первая симфония в пяти частях.
  • 1955—1975 — Вторая симфония в двух частях.
  • 1956 — «Лесные картинки». Сюита для оркестра.
  • 1956 — Третья симфония в четырех частях.
  • 1956 — Четвертая симфония «Майская» в семи частях.
  • 1957 — Пятая симфония-драматория «В. И. Ленин» с хором в трех частях.
  •  1957 — «Ангарстрой». Симфоническая поэма.
  • 1957 — Шестая симфония (симфониетта) в четырех частях.
  • 1958 — Седьмая симфония «Лунное море» в трех частях.
  • 1958 — Симфоническое произведение «Гимн солнцу».
  • 1960 — Восьмая симфония «Классическая» в четырех частях.
  • 1961 — «Героические танцы». Сюита для оркестра в пяти частях.
  • 1962 — Девятая симфония в четырех частях.
  • 1964 — Десятая симфония в трех частях.
  • 1964 — Героическая увертюра для оркестра («12 апреля»).
  • 1964 — Праздничная увертюра для оркестра.
  • Одиннадцатая — Четырнадцатая симфонии. Цикл симфоний «Совершишася» в десяти частях, с хором в финале. 1965-1966.
  • 1974 — Пятнадцатая — Шестнадцатая симфонии «Et in amorem vivificantem».
  • 1975 — Семнадцатая симфония «Америка».
  • 1976—1980-е — Восемнадцатая—Двадцать третья симфонии. Цикл из шести симфоний «Бысть».
  • 1982 — Крымская увертюра для оркестра.
  • 1983 — Двадцать четвертая симфония. «Аджимушкай».
  • 1983 — Весенняя увертюра для оркестра.
  • 1992 — Гимн Крымской республики.

ДЛЯ СОЛИСТОВ, ХОРА И ОРКЕСТРА

  • 1957 — Пятая симфония-драматория «В. И. Ленин» с хором в трех частях.
  • 1964 — «Песня женатого солдата» для солистов, хора и Оркестра на текст А. Мачадо-и-Руиса.
  • Одиннадцатая — Четырнадцатая симфонии. Цикл симфоний «Совершишася» в десяти частях, с хором в финале.
  • 1967 — «Stabat mater» для солистов, хора и оркестра.
  • 1971 — Реквием для солистов, хора и оркестра (партитура — 1991).
  • 1983 «Легенда-быль Аджимушкая» для солистов, хора и оркестра на слова Б.Сермана.
  • 1994 — Мистерия «Херсонес».

ДЛЯ ХОРА

  • 1959 — «Времена года». Хоровой цикл a cappella.
  • 1950-е годы — «Родина» для хора на текст К. Симонова.
  • 1960 — «Славянам» для хора.
  • 1964 — «Осеннее» для хора на слова В.Фирсова.
  • 1974 — «Воспоминания» для хора на текст Сампуровой.
  • 1975 — «Возвращение», «Посвящения», «Летящие листки», «Образы-картины». Хоровые циклы на текст А.Сампуровой.

ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ

  • 1958 — Первый фортепианный концерт.
  • 1961 — Второй фортепианный концерт.
  •  1968 — Третий фортепианный концерт «Ave Maria».

ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ

  • 1961 — Первый скрипичный концерт.
  • 1961 — Ориентальное каприччио для скрипки с оркестром.
  •  1964 — Второй скрипичный концерт.

ДЛЯ ГОЛОСА И ФОРТЕПИАНО

  • Вокализ для голоса и фортепиано.

ДЛЯ СОПРАНО И ФОРТЕПИАНО

  • 1975 — «Тебе». Семь романсов для колоратурного сопрано и фортепиано на текст Сампуровой.

ДЛЯ СОПРАНО, СКРИПКИ, ФЛЕЙТЫ И ДВУХ ФОРТЕПИАНО

  • 1963 — «Преступление было в Гранаде» для сопрано, скрипки, флейты и двух фортепиано памяти Ф. Гарсии Лорки на текст М. Эрнандеса.

ДЛЯ СРЕДНЕГО ГОЛОСА И ФОРТЕПИАНО

  • Вокальный цикл «Звезды» на текст С. Щипачева для среднего голоса и фортепиано.

ДЛЯ ТЕНОРА И ФОРТЕПИАНО

  • 1963 — «Когда ты проходишь мимо». Поэма для тенора и фортепиано на текст Асмапура.

ДЛЯ БАРИТОНА И ФОРТЕПИАНО

  • 1963 — «Африканские песни» Вокальный цикл для баритона и фортепиано.

ДЛЯ БАСА И ФОРТЕПИАНО

  • Четыре романса на слова, русских поэтов для баса и фортепиано. «Песня».

ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО

  • 1963 — Музыка для скрипки и фортепиано.

ДЛЯ КЛАРНЕТА И ФОРТЕПИАНО

  • 1950-е годы — Четыре пьесы для кларнета и фортепиано.

ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО

  • 1963 — Музыка для виолончели и фортепиано.

СТРУННЫЕ КВАРТЕТЫ

  • 1953 — Первый струнный квартет.
  • 1950-е годы — Второй струнный квартет.
  • 1963 — Третий струнный квартет.

ДЛЯ ФОРТЕПИАНО

  • 1953 — Первая соната для фортепиано.
  • 1954 — «Времена года» для фортепиано.
  • 1954—1955 — Вторая соната для фортепиано (утрачена, финал-«Рондо» — опубликован в 1958).
  • 1950-е годы – «Ave Maria» для фортепиано.
  • 1950-е годы — Два танца для фортепиано (изд. в 1959)
  • 1960—1962 — Шесть этюдов для фортепиано.
  • 1960 — Третья соната для фортепиано.
  • 1961 — Четвертая соната для фортепиано.
  • 1962 — «Пролог, Мысль и Эпилог». Триптих для фортепиано.
  • 1962 — Музыка для фортепиано № 1.
  • 1962 — Музыка для фортепиано № 2.
  • 1963 — «Окно в музыку». Шестнадцать детских пьес для фортепиано.
  • 1964 — Пять прелюдий и девятнадцать концертных фуг для фортепиано (в издании 1984 года — Пятнадцать концертных фуг).

ДЛЯ ДЖАЗ-ОРКЕСТРА

  • 1960 — Сюита для джаз-оркестра.

ДЛЯ ТРУБЫ И ДЖАЗ-ОРКЕСТРА

  • 1965—1966 — Концерт для трубы и джаз-оркестра.БАЛЕТЫ
  • 1957 — «Комсомолия». Балет в одном акте. В соавторстве с Е. Крылатовым (либр. В .Варковицкого).
  • 1961 — «Сильнее любви». Балет по Б. Лавреневу.

МУЗЫКА К СПЕКТАКЛЯМ

    • «Блистающий мир» по А. Грину, поставлен в Крымском музыкально-драматическом театре, Симферополь, 1962-65;
    • мюзикл «Фонтан любви» по А. Пушкину, поставлен в Киеве, 1982.

МУЗЫКА К КИНОФИЛЬМАМ

    • «Обыкновенный фашизм», режиссер М. Ромм, 1965—1966;
    • «Стратегия победы» в пятнадцати сериях, 1985;
    • «Любовь с привилегиями», режиссер В. Кучинский, 1989.
Официальный сайт композитора А. С. Караманова. Official website of the composer Karamanov Alemdar Sabitovich

ЗАПРОС НА НОТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОМПОЗИТОРА А.С. КАРАМАНОВА

Запрос на исполнение Задать вопрос


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

СТАТЬИ О КОМПОЗИТОРЕ А.С. КАРАМАНОВЕ

 

Г. Свиридов — «В добрый путь».

А. Шнитке  — «В поисках своего пути».

С. Баласанян — «Музыка масштабная, яркая».

М. Рахманова — «Музыка — проводник звучащего мира».

А. Тевосян — «Откровение и благовествование Алемдара Караманова».

В. Адаменко — «Алемдар Караманов: Штрихи к несуществующему портрету».

Л. Прудовский —  «Коллаж на тему судьбы композитора Алемдара Караманова».

Ю. Холопов — «Аутсайдер советской музыки: Алемдар Караманов».

П. Поспелов — «Алемдар Караманов расстается с ролью аутсайдера».

П. Богомолов — «Верю в воскресение России». Западная премьера Алемдара Караманова.

Е. Польдяева — «Апокриф или послание»?

И. Батюк —  «Stabat Mater Алемдара Караманова».

В. Стадниченко — «Евангелие от Караманова».

Т. Чередниченко, Галина Уствольская — «Алемдар Караманов».

Е.В. Клочкова — «Да будет Мне по слову Твоему».

Е.В. Клочкова — «Праздник музыки Алемдара Караманова».

Е.В. Клочкова — «Новые исполнения музыки Караманова».

Е.В. Клочкова — «Алемдар Караманов: «Именно в музыке проявилась моя вера…».

Е.В. Клочкова — «Тема Апокалипсиса в творчестве А. Шнитке и А. Караманова».

Е.В. Клочкова — «Загадочная художественная личность последней трети прошедшего столетия».

В. Манова — «Авторский концерт Алемдара Караманова в Казани».

А. Ровнер — «Уникальный творческий путь Алемдара Караманова».

В. Софронов — «Выпавший из обоймы».

Hide picture