«Мы все таланты, а Караманов — гений!»
Альфред Шнитке.
Алемдар Сабитович Караманов (10 сентября 1934, Симферополь — 3 мая 2007) — русский композитор с мировым именем, основоположник музыкального направления «Религия в симфонизме», переложивший Святое Евангелие на язык музыки, создатель 24 симфоний, в том числе «SOVERSHISHESIA», «STABAT MATER», «REKVIEM», «Бысть», «Херсонес», «Et in amorem vivificantem», «Лунное море», «Америка», «Аджимушкай» и др., автор музыки к легендарным кинофильмам «Обыкновенный фашизм», «Стратегия победы», «Любовь с привилегиями», и другим кинолентам. Народный артист и лауреат Национальной премии, почётный гражданин Республики Крым, автор Государственного гимна Республики Крым, в его честь названы улица и планета «Караманов».
Алемдар Караманов — гениальный композитор, чьи работы покорили мир своей эмоциональной глубиной и непостижимой красотой.
За долгие десятилетия творчества, Караманов создал музыкальные полотна, которые стали частью истории мирового искусства.
Его музыка звучит в самых престижных концертных залах, включая Карнеги-холл в Нью-Йорке, Королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне, Большом зале Московской консерватории и залах Берлинской филармонии.
За свой вклад в развитие мировой культуры Караманов удостоен множества наград, в том числе Национальной премии, звания Народного артиста, Члена Союза композиторов СССР. В его честь установлены памятники, названы школы, улицы и даже планета носит имя «Караманов».
Его 24 симфонии, включая знаменитые «SOVERSHISHESIA», «STABAT MATER» и «REQUIEM», звучат на величайших концертных площадках планеты, воплощая в себе стремление композитора — через прекрасное возвысить дух человека.
Музыка Караманова открывает новый мир — мир духовного бессмертия.
Музыка Караманова – это переложение с языка слова — на язык музыки.
Композитор переложил с языка слов на язык музыки основные библейские каноны:
Так, в своем самом величественном произведении «Совершишася» композитор переложил Святое Евангелие (Писание) с языка слов на язык музыки.
Композитор действительно творил по Божественному откровению свыше:
«Иисус Христос явился мне духовным образом. Я его не видел своими плотскими очами. Он проникнул всю мою сущность Духом Святым и поднял на небо. И я ходил три дня на небесах, а потом стал писать музыку и дух запел».
То, что написано мной, было написано по откровению.
Я действительно получил откровение с небес и очень тщательно, осторожно, бережно обращался с этим материалом: он такой простой и ясный, такой мощный и светлый».
Я получил откровение от Господа на 7 января, на Рождество Христово.
Господь пришел ко мне, посвятил меня, я был, как святой, — ходил, и начался процесс, но не сразу,
Он ушел по своим делам, а я остался с музыкой и музыка начала развиваться.
Конечно, я бережно вынашивал и выносил вот такое немыслимое от «Совершишася» и до «Бысти», выносил.
Я обратился к религии, не я, Бог меня обратил.
Он как бы обратил меня в написание этой музыки, она постепенно развивалась, создавались несколько частей, и, в конце концов, была создана первая часть.
Целый год этот процесс продолжался.
В конце этого года была написана первая часть «Совершишася», все части были записаны до этого, потом они были оркестрованы, и уже вошли в «Совершишася».
Идея рождалась вдохновенно, и, конечно, через богообщение, не было никакого замысла, не было ничего, чтобы, я вообще человек, который никогда не ставит себе какие-то цели, задачи, абстрактные, нет, они сами рождаются через музыку, музыка приходит, которую я слышу с Неба, откуда угодно, и она, обобщая, приводит, наконец, к познанию этой идеи.
«Музыка, я убежден, — всепроникающее, всеобъемлющее средство общения человека и Бога. Космическое звучание пронизывает весь мир, звучащие необъятные сферы и есть Вселенная. Музыка — проводник звучащего мира, музыкальный дождь постоянно окропляет землю. И с земли от людей музыка, как дивный цветок, тянется к солнцу, к небесам — выше слов, выше звезд, вровень с Богом», — считал сам композитор.
Религиозная тематика была главной в творчестве Караманова. (из автобиографии)
В 1965 г. – в жизни композитора произошло событие более значимое, чем окончание консерватории или премьера того или иного сочинения – он принял крещение. Это было сознательное решение взрослого человека, пришедшего к вере во времена, когда, казалось бы, всё препятствовало этому.
Отныне композитор вел затворническую жизнь, а главным выражением его веры стала музыка. Он больше не создавал музыку для фортепиано и камерно-ансамблевые сочинения, а полностью посвятил себя симфоническому и вокально-симфоническому творчеству, в котором главенствующее положения заняли произведения с религиозной тематикой.
Первым сочинением такого рода стал завершенный в 1965 г. симфонический цикл в десяти частях «Совершишася», раскрывающий евангельские мотивы. Некоторые сочинения Караманова основывались на латинских текстах – прямо (Месса, Реквием) или опосредованно (Концерт Ave Maria для фортепиано). В 1976-1980 гг. композитор работал над циклом «Бысть», включающим шесть симфоний – в этом сочинении воплощены образы Апокалипсиса.
О Крыме
«Крым рано или поздно должен превратиться в центр мировой культуры. Нигде больше себе я этого центра не представляю, потому что нет у людей стремления к музыкальному добру, а есть стремление к поклонению всяким пустым ценностям … Все это заблуждение и отвратительный, кривой путь, а путь прямой лежит только здесь, только у нас», — в свое время сказал сам автор гимна Республики Крым.
Жизнь Алемдара Караманова является величайшим подтверждением святости и примером жизни для всех нас и наших потомков.
Караманов ноты: https://www.xn--80aaai0boiin.xn--p1ai/noty-karamanov-alemdar-sabitovich-skachat-besplatno/
Мать композитора Полина Сергеевна Величко
Семья матери композитора Величко, русские по происхождению, постоянно проживала в Ливадийском дворце и служила в царской свите в Крыму.
Отец композитора турок по происхождению Сабит Темель Кагырман.
Отец композитора Сабит Темель Кагырман (Караманов — это русифицированная версия фамилии отца), в 14 лет приехавший в Крым из Турции, будучи турецкий подданым окончил Коммунистический университет народов Востока (Университет Дружбы народов) в Москве и занимал в Крыму пост партийного секретаря обкома партии Крыма (до 30-х годов).
Мать композитора Полина Сергеевна Величко
Мать композитора в советский период возглавляла центральную городскую библиотеку г. Симферополя, находящуюся непосредственно у Крымского академического русского драматического театра имени М. Горького, в котором в то время работала актриса Фаина Раневская, ставшая в последствии лучшей её подругой.
Своей матери композитор посвятил лучшие произведения.
Первое произведение написанное в возрасте 6-лет композитор посвятил маме и назвал его «Моя тайна» — моя тайна о любви к матери рассказывал композитор.
Отец композитора Сабит Темель Каманов.
Отец композитора (на белом коне) Сабит Темель Караманов, сын богатого турецкого кораблестроителя, после совершеннолетия решил обрести самостоятельность, покинув отчий дом, переплыв из Турции в Крым.
Он известен, как первый в истории Крыма секретарь обкома коммунистической партии Крыма, занимавший эту должность будучи турецким подданным.
Отец композитора Сабит Темель Каманов.
Отец композитора (на белом коне) Сабит Темель Караманов, сын богатого турецкого кораблестроителя, после совершеннолетия решил обрести самостоятельность, покинув отчий дом, переплыв из Турции в Крым.
Он известен, как первый в истории Крыма секретарь обкома коммунистической партии Крыма, занимавший эту должность будучи турецким подданным.
А. Караманов.
«Есть одна вещь, которая доступна очень немногим, это называется откровением, эта музыка пронизана откровением, которая как бы свыше нисходит на человека».
Владимир Спиваков.
Выступлением Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова завершился Московский «Рождественский фестиваль духовной музыки», на котором звучат музыкальные шедевры разных эпох и культур и церковных традиций.
Выступление Национального филармонического оркестра России с произведением «Реквием» Алемдара Караманова стало финалом Рождественского фестиваля духовной музыки.
«Здесь люди плачут на концертах, происходит очищение души, в сегодняшнем мире, в мире хаоса и всеобщего отрицания, вообще всего, какие-то такие духовные вехи должны быть, они помогают человеку оставаться человеком», — отметил Владимир Спиваков.
Программу заключительного концерта вошел «Реквием» Алемдара Караманова.
Именно его Альфред Шнитке называл истинным гением среди талантов.
«Особое сочинение написано в канонической форме, состоит из 12 частей, дело в том, что мы просто по-разному открываем мир для себя, но есть одна вещь, которая доступна очень немногим, это называется откровением, эта музыка пронизана откровением, которая как бы свыше нисходит на человека», — объясняет Владимир Спиваков.
В концерте приняли участие хор «Мастера хорового пения».
Информация с сайта: Национального филармонического оркестра России
Автор фильма: пианист, композитор, профессора музыки Сон Семён Авангардович.
ДЛЯ ОРКЕСТРА
ДЛЯ СОЛИСТОВ, ХОРА И ОРКЕСТРА
ДЛЯ ХОРА
ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ
ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ
ДЛЯ ГОЛОСА И ФОРТЕПИАНО
ДЛЯ СОПРАНО И ФОРТЕПИАНО
ДЛЯ СОПРАНО, СКРИПКИ, ФЛЕЙТЫ И ДВУХ ФОРТЕПИАНО
ДЛЯ СРЕДНЕГО ГОЛОСА И ФОРТЕПИАНО
ДЛЯ ТЕНОРА И ФОРТЕПИАНО
ДЛЯ БАРИТОНА И ФОРТЕПИАНО
ДЛЯ БАСА И ФОРТЕПИАНО
ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО
ДЛЯ КЛАРНЕТА И ФОРТЕПИАНО
ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО
СТРУННЫЕ КВАРТЕТЫ
ДЛЯ ФОРТЕПИАНО
ДЛЯ ДЖАЗ-ОРКЕСТРА
ДЛЯ ТРУБЫ И ДЖАЗ-ОРКЕСТРА
МУЗЫКА К СПЕКТАКЛЯМ
МУЗЫКА К КИНОФИЛЬМАМ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Г. Свиридов — «В добрый путь».
А. Шнитке — «В поисках своего пути».
С. Баласанян — «Музыка масштабная, яркая».
М. Рахманова — «Музыка — проводник звучащего мира».
А. Тевосян — «Откровение и благовествование Алемдара Караманова».
В. Адаменко — «Алемдар Караманов: Штрихи к несуществующему портрету».
Л. Прудовский — «Коллаж на тему судьбы композитора Алемдара Караманова».
Ю. Холопов — «Аутсайдер советской музыки: Алемдар Караманов».
П. Поспелов — «Алемдар Караманов расстается с ролью аутсайдера».
П. Богомолов — «Верю в воскресение России». Западная премьера Алемдара Караманова.
Е. Польдяева — «Апокриф или послание»?
И. Батюк — «Stabat Mater Алемдара Караманова».
В. Стадниченко — «Евангелие от Караманова».
Т. Чередниченко, Галина Уствольская — «Алемдар Караманов».
Е.В. Клочкова — «Да будет Мне по слову Твоему».
Е.В. Клочкова — «Праздник музыки Алемдара Караманова».
Е.В. Клочкова — «Новые исполнения музыки Караманова».
Е.В. Клочкова — «Алемдар Караманов: «Именно в музыке проявилась моя вера…».
Е.В. Клочкова — «Тема Апокалипсиса в творчестве А. Шнитке и А. Караманова».
Е.В. Клочкова — «Загадочная художественная личность последней трети прошедшего столетия».
В. Манова — «Авторский концерт Алемдара Караманова в Казани».
А. Ровнер — «Уникальный творческий путь Алемдара Караманова».