Имя пианиста и композитора, профессора музыки Сона Семёна Авангардовича хорошо знают в музыкальных кругах России и Европы.
Алемдар Караманов — сохранил и приумножил традиции русской композиторской школы. Я был свидетелем рождения нового стиля в композиторской искусстве.
Он открыл новую эру в мировом музыкальном искусстве. Речь идёт о свежих художественных концепциях, смелом нарушении привычных, устоявшихся норм композиторского искусства. Алемдар Караманов – композитор огромного творческого диапазона, яркой индивидуальности, сильной исполнительской воли.
Я его ставлю в один ряд с такими композиторами как Бах, Мусоргский, Скрябин.
Выдающемуся композитору современности Алемдару Караманову
Авторский фильм Семена Сона, музыканта, искусствоведа творчества композитора А. Караманова.
В Барселоне я нашел партитуру Караманова, которую композитор посвятил и подарил Владимиру Спивакову… Вы знаете, кто такой Караманов? — встрепенулся музыкант. — Он был в этой великой группе…
— С Альфредом Шнитке, Софьей Губайдулиной…
— Да! Еще Эдисон Денисов. Алемдар Караманов — это действительно явление в мировой музыкальной культуре. Кстати, Шнитке о нем говорил так: «Все мы композиторы, а Караманов — гений!»
Так вот, Спиваков заказал Караманову написать для «Виртуозов Москвы» сочинение для фестиваля в Венгрии. Алемдар Сабитович написал музыку очень быстро и передал партитуру в Мадрид, где в то время находились музыканты.
К сожалению, когда «Виртуозы» уезжали из Испании, каким-то образом партитура была потеряна. 30 лет ее Владимир Теодорович не видел. Находясь в Испании, я начал поиски утерянной партитуры. Не буду описывать детективные истории, но скажу: партитуру я нашел! Когда принес ее Владимиру Теодоровичу, на его щеке появилась слеза. Эта музыка была посвящена ему… Правду говорят, партитуры не горят!
Музыкант закончил Академию Музыки имени Гнесиных по классу фортепьяно, и параллельно курс полифонии и композиции в Московской консерватории им. Чайковского.
Повышал своё мастерство у легендарных музыкантов XХ века, среди которых выдающиеся профессора Московской консерватории – Эмиль Гилельс, Евгений Малинин, Яков Флиер, Татьяна Николаева, Генрих Литинский и другие.
В студенческие годы серьёзно был увлечён современной музыкой и стал одним из немногих, кому посчастливилось исполнять первым ряд сочинений таких композиторов как Альфред Шнитке, Софья Губайдуллина, Алемдар Караманов.
В 1975 году – первое публичное исполнение квинтетом студентов консерватории камерного сочинения
«Преступление было в Гранаде»
Премьера в Москве (Малый зал консерватории, Малый зал Академии Музыки им. Гнесиных),
Новосибирске ( Большой зал консерватории), Рига ( зал консерватории), Ялте, Крымская обсерватория .
1976 год – «Музыка» для скрипки и фортепьяно. Исп. Григорий Красько (скрипка), Сеня Сон (ф-но)
Премьера в зале Союза композиторов СССР, в Малом Зале московской консерватории, в Малом Зале Академии Музыки им. Гнесиных, Смоленской филармонии, Омская филармония.
1976 год – «Музыка №1» для виолончели и фортепьяно . Исп. Юрий Минкин (виолончель), Сеня Сон (ф-но)
Премьера в Москве, Союз Композиторов СССР, Новосибирская филармония, Новосибирская консерватория, Крымская филармония, Крымская обсерватория.
1976 год – «Первая соната» для фортепьяно
«Четвёртая соната для фортепьяно»
Исполнение состоялось в Малом зале Академии Музыки им. Гнесиных, Казанской консерватории, Челябинской консерватории, Крымская обсерватория.
1977 год — «Аве Мария» для фортепьяно»,
Триптих «Пролог», «Мысль», «Эпилог»
Исполнение состоялось в Малом Зале Академии Музыки им. Гнесиных, в концертных залах Калуги, Владимире, Угличе,
Казанской консерватории, Саратовской консерватории. Крымской обсерватории
1978 год Премьерное исполнение — «Две прелюдии и Пять концертных фуг»
в Союзе композиторов СССР (Москва)
В Большом Зале Академии Музыки им. Гнесиных,
На кафедре композиции Московской Государственной Консерватории.
1980 год – фортепьянный цикл «Окно в Музыку» — исполнений состоялось в Крымской филармонии
(Симферополь, Ялта)
В 1981 год – фортепьянный концерт №3 «AVE MARIA» со студенческим симфоническим оркестром Академии Музыки им. Гнесиных (дир. Евгений Колобов).
Исполнение состоялось в Москве и г. Дубне (Московской области).
После исполнения ряда сочинений автору, Алемдар Караманов в последствии скажет:
«Сеня Сон — «Воженный Богом пианист!».
Он на первом листе сочинения «Аве Мария», написал и благословил музыканта на поиски своего пути в Музыке.
В трудные для Алемдара Караманова времена, музыкант всегда протягивал руку помощи гению.
Он организовывал премьерные исполнения сочинений композитора в Москве и Казани, Перми и Екатеринбурге, Мадриде, Барселоне, Сарагосе (дирижёры Э. Гулбис, Т. Куредзис, Е.Бушков, В. Спиваков);
ходатайствовал о присуждении именного гранта композитору от фонда «Русское исполнительское искусство»;
был соорганизатором премьерного исполнения «Драматория В.И. Ленин» в Большом Зале Московкой консерватории и т.д.
«В суматошном мире музыкального исполнительства, когда места легенд при помощи новомодного PR и навязчивой рекламы легко и без тени сомнения занимают выскочки от искусства, всё же нельзя не отметить тот факт, что эталонные исполнители, собирающие залы влюблённых поклонников, отнюдь не канули в Лету. Уступив натиску предприимчивых коллег, они были и есть – элитарными музыкантами, их искусство осталось тем праведным воздухом, что может исцелить от чумы бездуховности.
Им чужды зазывательские рыночные отношения. Они упрямо и единоверно служат исключительно своему внутреннему камертону, настроенному на высокоморальные, эстетические принципы исполнения, где главная составляющая –безостаточное и безостановочное служение музыкальному искусству.
К единичным примерам таковых редчайших музыкантов относится выдающийся пианист – СЕНЯ СОН.
(из Анталогии «Выдающиеся люди мира» www.ludimira.com)